Проблема с чрезмерным контролем посещаемости обязательных и дополнительных пар заставляет современные московские вузы все активнее пересматривать подходы к оценке успеваемости студентов. Можно сказать, что ключевой тренд — уход от устаревшей модели, в которой главную роль играла исключительно посещаемость занятий. Взамен новые инициативы предлагают уделить внимание комплексной оценке знаний и умений студентов, включая их активное участие в учебном процессе, качество выполненных заданий и творческий подход.

Проектная работа
Многие вузы, такие как Высшая школа экономики и Московский физико-технический институт, вводят оценку на основе проектной работы. Это позволяет студентам демонстрировать свои знания и навыки в реальных условиях, применяя теоретические знания на практике.
Портфолио
В дополнение к традиционным экзаменам или зачетам студенты могут собирать портфолио, которое включает в себя все выполненные работы, исследования и проекты. Такой подход позволяет оценить общее развитие и прогресс студента в течение учебного года. Например, в Литературном институте имени А. М. Горького существует практика сбора творческих папок студентов (с написанными за учебный семестр рассказами, стихами или пьесами) на специальную страницу ВКР, где проверяется уникальность содержания работы и формируется централизованный архив творческих достижений студента.
Оценка активности и самостоятельной работы
Вместо того чтобы оценивать только посещаемость, преподаватели уделяют внимание участию в дискуссиях, самостоятельному изучению материала и критическому мышлению. Например, в МГУ имени М.В. Ломоносова акцент делается на активное участие студентов в научных конференциях и семинарах.
Использование онлайн-платформ
Многие вузы перешли на использование онлайн-платформ, таких как Moodle или Blackboard, для отслеживания прогресса студентов. Это позволяет учитывать различные аспекты учебной деятельности, включая выполнение онлайн-заданий и участие в виртуальных семинарах.
Формативное оценивание
Данный подход предполагает регулярную обратную связь студентам о качестве их работы и прогрессе. Это помогает лучше понять свои сильные стороны и области для развития. Можно сказать, что в этом преуспел Российский университет дружбы народов, где акцент делается на индивидуальный подход к каждому студенту.
В целом все эти практики хорошо демонстрируют, что московские вузы идут в русле современных образовательных трендов, фокусируясь на развитии компетенций и навыков студентов, а не только на их физическом присутствии в аудитории. Этот подход способствует формированию глубоких знаний и практических умений, что является более значимым для будущей профессиональной деятельности сегодняшнего студенчества.